logo
Муниципальное казенное учреждение культуры
«Межпоселенческая Библиотека Братского района»
logo

21-25

№21

Центральной задачей народного хозяйства области в первые месяцы войны была перестройка экономики на военный лад. Впервые прозвучал лозунг «Все для фронта, все для победы!», с которым все советские люди жили и работали четыре года войны. Это были не просто слова, не идеологический лозунг, это был закон для каждого жителя России. Братский райисполком уже 10 июля 1941 года призывает всех трудящихся района «…перестроить всю работу на военный лад, покончить с благодушием, и беспечностью, ограничить никому не нужную заседательскую суету, принять решительные меры по выполнению плана сдачи государству сельхозпродуктов и сырья».

№22

Одним из первых решений военного времени исполнительного комитета Братского районного Совета депутатов трудящихся было принято решение о сокращении бюджета по расходам на 1941 год. Он был сокращен до минимума за счет образования, культуры, здравоохранения. Сэкономленные средства шли в фонд обороны страны.

№23

Пристань Заярск Восточно-Сибирского пароходства, находившаяся в Братском районе (сейчас затоплена), в период Великой Отечественной войны являлась единственным транспортным узлом, связывающим северные районы Иркутской области и Якутскую АССР с Большой землей. Через эту пристань перевозились все грузы для Якутии и золотой промышленности Иркутской области и осуществлялись пассажирские перевозки. Коллектив заярских речников по праву считался одним из ведущих предприятий Восточно — Сибирского пароходства. Он успешно справлялся с задачами транспортного обслуживания районов Севера.

№24

В первые дни войны 35 % личного состава, в основном людей, связанных по роду службы с работой транспортного флота и с погрузочно-разгрузочными работами, были призваны в действующую армию. После призыва состояние дел на пристани оставалось крайне тяжелым. Перед речниками Ангары и особенно пристани Заярск стояла задача быстрейшей перевозки людских резервов в действующую армию и перевозки горюче-смазочных материалов для Красноярской воздушной трассы, по которой через Якутск, Киренск и Нижнеилимск осуществлялся перегон самолетов «Дуглас» с Аляски в Красноярск и дальше – на фронт.

Только за первые навигации военного времени в труднейших условиях через пристань Заярск было отправлено более 100 тысяч человек призывников. В это же время для самолетов Красноярской воздушной трассы из Иркутска прибывали караваны судов с бензином и маслами, которые быстро разгружались и снова грузились на автотранспорт для последующей отправки на Красноярскую воздушную трассу.

 №25

20 ноября 1941 года вводится платная трудовая и гужевая повинность колхоза, колхозников и единоличных хозяйств с ноября по апрель. Колхозам доводится план заготовки и вывоза леса. Так, в сезон 1941 – 1942 годов были направлены 210 человек и 245 лошадей.